Советы учителя-логопеда
 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

начальная школа - детский сад № 12

 8(34360)4-53-01Свердловская обл., город Тавда, ул.Строителей, 5

 

 

Добро пожаловать на страничку
учителя - логопеда!

Вас приветствует Ходюш Ирина Игоревна

Для обратной связи предлагаю использовать личный

электронный адрес:  khodyush.ira@mail.ru

 

На этой страничке вы можете найти рекомендации, домашние задания и игры по развитию речи детей дошкольного возраста.


  Комплексы артикуляционных упражнений

 

Общая артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика на звуки Р, Рь

Артикуляционная гимнастика на звуки Л, Ль

Артикуляционная гимнастика на звуки С, Сь

Артикуляционная гимнастика на звуки Ш, Ж

Буклет "Артикуляционная гимнастика на звуки Л, Ль"
Буклет "Артикуляционная гимнастика на звуки Р, Рь"


СВЯЗЬ НЕПРАВИЛЬНОГО ПРИКУСА И ДЕФЕКТОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

 

      Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи - проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может сразу исправить логопед – зачастую сначала необходимо устранить их причины, основой которых нередко является дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области, а также сопряжённые с этим нарушения прикуса. Например, очень часто сосание губы или языка вызывает отклонение резцов внутрь или наружу, что ведёт к открытому прикусу и затрудняет постановку логопедом шипящих звуков.

      Стандартная пластинка чаще используется как профилактическая, когда ещё нет изменений прикуса и положения языка, но уже появились предрасполагающие к тому факторы. Потребность ребенка в сосании часто сохраняется вплоть до школьного возраста и порой неразумно поощряется родителями, которым хочется “немного покоя”.

      Исследования показали, что более 20% детей, приступающих к занятиям в начальной школе, все еще сосут большой палец. Но, чем ребёнок старше, тем более прочно закрепляются у него вредные привычки, и тем труднее ему отказаться от сосания пальца, языка, посторонних предметов. Авторитет зубного врача или ортодонта поможет убедить ребенка, в том, что эти привычки могут привести к серьёзным нарушениям, и только в этом случае лечение будет успешным.

      Применяемые для профилактики миофункциональных нарушений стандартные вестибулярные пластинки выпускаются с красным кольцом - для детей 3-5 лет, т.е. в молочном прикусе и с синим - для сменного прикуса (у детей 6-7 лет).

      Если у малыша формируется глубокий прикус, если его нижняя челюсть отстаёт в развитии, а привычка сосания пальца или закусывания нижней губы формирует дистальный прикус, вместо стандартной пластинки рекомендуется использовать пластинку с козырьком. В таких случаях использование стандартной пластинки противопоказано. Козырек закусывается нижними зубами - так пластинка не опрокидывается, и ребенку легче удерживать её во рту. Нижняя челюсть ребенка при этом выдвигается вперед, что активно стимулирует ее горизонтальный рост.

      При этом у ребёнка происходит тренировка круговой мышцы рта и эффективно восстанавливается тонус жевательных мышц.
      Пластинки с козырьком, как и стандартные, выпускаются двух видов: жёсткие и эластичные. Жёсткая пластинка обычно назначается при выраженной протрузии верхних резцов. Использование эластичной пластинки особенно рекомендовано в тех случаях, когда у ребёнка ослаблена круговая мышца рта, и необходимо нормализовать носовое дыхание – для удержания мягкой пластинки во рту требуются более активные мышечные усилия.

     Если нет полной непроходимости носовых ходов, хорошие результаты дают дыхательные упражнения с использованием вестибулярной пластинки (у детей 3- 5 лет) или миофункционального тренера (в 6 - 12 лет).

      Затем ребенок надевает пластинку и делает еще 15 вдохов и выдохов носом. При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений (сколько сможет ребенок), затем с каждым разом увеличивая количество. Через месяц трейнер или пластинка носится уже два часа в день и всю ночь. Процесс трудоемкий, но результат его эффективен. У детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание по этой методике восстанавливается даже без оперативного вмешательства. При регулярной дыхательной гимнастике с использованием тренера или пластинки носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3 ,2 месяца у 87% детей 3-6 лет и за 3,1 месяца у 83% детей 6-12 лет. В контрольной группе детей, занимающихся только дыхательными упражнениями (без применения каких-либо аппаратов) дыхание восстановилось через 6 месяцев только у 32% детей от 3-х до 6 лет, и у 12% детей в возрасте от 6 до12 лет.

      У большинства детей открытый прикус формируется в результате привычки прокладывать язык между зубами. Пластинка с заслонкой для языка уберет непослушный язык подальше от зубов и поможет нормализовать прикус. Конечно, можно попробовать увлечь ребенка миогимнастикой для языка, например, ежедневно проводить с ребенком такую зарядку для языка: кончик языка расположить в передней части твердого неба (не давя на зубы) и передвигать его по нёбу вперед назад. Выполнять его следует не менее 5 раз в день по 3-5 минут.

      Важно, что успех проведения подобных упражнений, зависит от добросовестности выполнения их маленьким пациентом, но, к сожалению, у многих родителей просто не хватает времени для регулярных занятий с ребенком. Однако и в этом помощь логопеда-миотерапевта будет незаменима, тем боле, что занятия миогимнастикой и артикуляционными упражнениями можно комбинировать и совмещать в один визит к логопеду.


 

РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ЖИЗНИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА


1. Замены в речи.
Первое в чем мы можем увидеть недостаточно сформированное фонематическое восприятие у ребенка 4-5 лет - это замены в речи. До определенного момента это не воспринимается ребенком и родителями, как проблема. Но происходит это лишь до того момента, как ребенок учится читать либо до тех пор, когда 5тилетние дети вокруг не начинают говорить в разы чище и понятнее, чем ваш ребенок. Тогда знающие родители бегут к логопеду исправлять речь, а не очень понимающие механизм нарушения начинают поправлять ребенка , заставляя сказать или прочитать правильно, и таким образом накладывая еще и психологическую проблему.

2. Обучение чтению.
Роль фонематического восприятия в овладении навыком чтения огромна. Именно от уровня сформированности звукового анализа, а затем и синтеза зависит скорость овладения либо сложности в овладении чтением. Родители опять же часто не понимают почему ребенок никак не поймет, что М и А - это МА, а М и Я - это МЯ. Ребенок наверное ленится или издевается над бедным родителем или ребенок бестолковый и не хочет учиться. В результате опять же на проблемы с речью мы получаем наложение психологического характера.

3. Ошибки на письме (дисграфия).
Казалось бы какое отношение фонематическое восприятие имеет к письму? Самое прямое. Если ребенок не различает схожие по акустичкому признаку звуки, смешивает их в устной речи, то писать ребенок будет, как слышит.
А слышит он неправильно. Отсюда так называемые "глупые ошибки". Опытные родители и учителя понимаюь откуда растут ноги проблемы и обращаются к логопеду, а не очень опытные опять же гнобят ребенка за невнимательность и бестолковость, за лень, провоцируя у ребенка неуспешность и низкую самооценку.

 


 

7 ИГР, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВЫУЧИТЬ БУКВЫ

 

1. "На виду"

Почти у 80% детей развито зрительное восприятие, поэтому пусть буквы, с которыми ребенок уже знаком, чаще попадаются на глаза. Это могут быть плакатики, магниты на холодильнике, рисунки на предметах. Уже с 2-3 лет можно задавать ребенку вопрос «А что это за буква здесь?».

2. "Пазлы"

Пазлы с буквами можно купить или сделать самостоятельно. Хендмейд-вариант: нарисовать букву, назвать ее, оставить ребенку на разукрашивание. Затем разрезать картинку на четыре-пять частей и попросить собрать, приговаривая: «Какая буква у нас получается?». Собирать буковки можно с 4 лет.

3. Девайс

Существуют специальные программы или игрушки под вид планшетов, созданные для знакомства с буквами. Ребенок нажимает кнопку, а голос из динамика произносит название буквы. Есть обратный режим «экзамен», когда тот же голос просит найти и нажать нужный символ. Можно использовать с 3-4 лет.

4. "Ассоциации"

Каждую букву можно ассоциировать с каким-то словом. Классический пример – «д» - дом». Нужно вместе с ребенком придумать и нарисовать слово, которое начинается с нужной буквы. Вариант посложнее – изобразить слово в виде его начальной буквы, к примеру, чтобы буква «д» была похожа на дом. Учить алфавит с помощью ассоциаций можно с 4-5 лет.

5. "Сыщик"

Напишите крупно несколько букв подряд. Задание – найти нужную и подчеркнуть ее. Можно написать буквы хаотично внутри геометрической фигуры или продолжить: после поиска выписывать найденные буквы ниже, чтобы в конце получилось слово (как переход к освоению чтения). Игра тренирует еще и внимательность. Под силу детям с 4-5 лет.

6. "Стань буквой"

Букву нужно изобразить телом. Как именно – решит маленький игрок. К примеру, букву «г» можно показать, выставив одну руку вперед. Игра будет интересна с 5 лет.

7. "Сделай сам"

Букву можно сделать: вылепить, вырезать, собрать из конструктора или сложить в виде аппликации из посаженной на клей крупы. Тогда она уж точно запомнится. Материализовывать алфавит уместно с 5 лет.

Важное о буквах

- Большинство педагогов и логопедов сходятся во мнении, что при обучении дошколят называть алфавитную армию нужно упрощенно: не «пэ», а «п», не «мэ», а «м».

- Можно начинать изучать буквы в порядке возрастания сложности в произношении: сначала а, о, в, м, н, и, ы, с, л ; потом к, б, э, р, п, д, т и в заключение ч, г, х, ц, й, ь, ъ, я, ж, з, е, щ, ю, ф.

 


 

ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ КИСТЕЙ РУК

 

       При любых нарушениях речи очень важен массаж ладошек и разминка пальчиков. Полезен он будет и деткам без нарушений. Самомассаж кистей рук - отличное средство для повышения иммунитета. Активизируя нервные окончания на ладонях, мы улучшаем функциональное состояние внутренних органов.

      В процессе самомассажа укрепляются связки, суставы и мышцы обеих кистей рук. К тому же такой массаж хорошо развивает сенсорное восприятие. А веселые стихи превращают все в увлекательную игру.

 Игровой самомассаж кистей рук


ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ У ДЕТЕЙ

 

Есть ли у ребенка проблемы с вниманием, чтением, математикой, письмом или координацией движений? Это может быть причиной психического расстройства.

1. СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается около 10% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенку трудно сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание, а также контролировать свои импульсы и эмоции. Точная причина появления СДВГ неизвестна, но исследования показывают, что важную роль играют генетические факторы.

2. Дислексия

Под дислексией понимаются трудности, связанные с чтением и письмом. Также у ребенка могут возникнуть проблемы с пониманием текста и его анализом. Дислексия является наиболее известной и наиболее изученной трудностью, связанной с обучением. Известно, что дислексия не вызвана низким интеллектом или плохим зрением.

3. Дискалькулия

Дискалькулия – неспособность к обучению в математике. У ребенка возникают постоянные проблемы с числами и математическими понятиями. Дискалькулия может остаться незамеченной в раннем возрасте, так как ребенок учится многим математическим навыкам через запоминание.

4. Дисграфия

Дисграфия влияет на способность писать: неровные буквы, недописанные элементы, перепутанный порядок букв в словах и т.д. Дисграфия не связана со степенью интеллекта ребенка. Но наличие дисграфии может повлиять на способность ребенка правильно выражать свои мысли и строить грамматически верные предложения.

5. Диспраксия

Диспраксия вызывает проблемы с координацией физических движений. Проблемы возникают с бегом, приседаниями, игрой с мячом, прыжками, а также с действиями, связанными с мелкой моторикой рук (держать карандаш, застегивать куртку, вырезать картинку). Диспраксия не является признаком слабости мышц или наличия низкого интеллекта.


Телевизор - друг или враг ?!


 

 ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД

 


РАЗВИВАЕМ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ

 

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть сюжетную картину и послушать рассказ

Затем взрослый задает ребенку вопросы по рассказу.


 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ УЗДЕЧКИ

Комплекс артикуляционной гимнастики с подробным описанием для растягивания подъязычной уздечки, если она укорочена.

 


ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК ГОВОРИЛ КРАСИВО

 

 


ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ 


 

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

      Безусловно, все мы знаем, должны правильно питаться и тем более, питание наших детей должно быть сбалансированным и витаминизированным. В этой заметке мне бы хотелось остановиться на вопросе организации диеты для детей с речевыми нарушениями как одном из натуропатических средств их коррекции. Исходя из того, что практически любое речевое нарушение – суть нарушение нервной системы ребенка, логично предположить, что пища, благотворно влияющая на развитие нервной системы, уравновешивание процессов корковой нейродинамики также окажет положительный эффект в системе речевого воспитания ребенка.

      Итак, составляя меню для ребенка, имеющего речевые нарушения, а также для их профилактики следует исходить из следующих параметров:

      1.Для здоровья нервной системы важен хороший и спокойный сон, для которого ребенку должно хватать магния. Следовательно, ребенок должен пить минеральную воду с достаточным содержанием магния, либо пить очищенную жесткую, богатую минералами воду своего региона (в кипяченой воде магний, скорее всего, не обитает). Магния много в семечках, посему логично заменить привычные покупные конфеты самодельными, включая в их состав семечки. Приготовить такие конфеты просто: нужно взять сырые очищенные семечки подсолнечника, изюм, натуральный мед (при аллергии – яблочный пектин), сырые кунжут, мак и кокосовую стружку, молотую корицу. И все смешать. Либо купить их у нас в магазине. Другим рецептом с семечками могут стать: цукини, приготовленные в аэрогриле, уложенные слоями с помидорами и тыквенными семечками. Достаточно магния в ужине, включающем печеный картофель с зеленью. Важно помнить, что чрезмерное употребление рафинированного сахара (и сладостей на его основе) препятствует усвоению магния из продуктов.

      2. Питание ребенка должно препятствовать возникновению гиперактивности и гипервозбудимости. Следовательно, в его рационе не должно быть продуктов с красителями, ароматизаторами и консервантами. К примеру, их содержит добрая половина покупных йогуртов и детских мармеладок. Кстати, многие из них вызывают аллергические реакции, которые не дают нервной системе нормально функционировать. Среди американских исследователей, кстати, даже бытует мнение, что столь распространенный сейчас СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) возникает именно из-за повышенного содержания в нашем рационе продуктов с зловещими буквами «Е».

      3. В рационе ребенка углеводы не должны преобладать над белками. Согласно некоторым теориям, такое соотношение может также приводить к гипервозбудимости, снижению концентрации внимания, в том числе, к речи взрослых.

      4. Строителями являются холин и лецитин. Этими веществами богаты яйца, печень, рыба и молоко. Кстати, если ребенок гипервозбудим, и это мешает его речевому развитию, либо его нервная система слишком лабильна, и Вы наблюдаете у него появление судорожных запинок. Полезным будет пить теплое молоко перед сном в течение 2-3 недель. Больший эффект эта процедура будет иметь в сочетании с расслабляющим массажем и ванной перед сном.

      5. Одним из самых важных витаминов для ЦНС являются витамины группы В. Именно их в последнее время модно назначать детям с задержкой речевого развития в таблетированной форме (например, Нейромультивит), однако с учетом высокой вероятности возникновения аллергических рекомендаций, можно начать с активного включения в рацион ребенка продуктов их содержащих.

      Чтобы получать витамин В 1 – пейте хлебный квас всей семьей. Подчеркну, не напиток купленный в магазине или приготовленный из квасного сусла, а сделанный Вами на хлебных сухарях. Достаточно много витамина В1 содержится в гречневой и овсяной крупах.

      Опять же для хорошего сна и настроения нужен достаток витамина В3.

     Биологическая роль витамина В6 состоит в синтезе нейромедиаторов, улучшении состоянии клетки печени и нервных волокон. Детям с дизартрией необходимо принимать этот витамин для улучшения трофики ткани (что повысит эффективность логопедического массажа). Достаточно велико его содержание в шпинате, из которого можно сделать вкусные оладушки: шпинат отварить и измельчить в пюре, добавить молоко, муку грубого помола, фруктозу, морскую соль и яйцо. Быстро обжарить. Добавляя в привычные салаты проростки пшеницы также можно повысить уровень потребления этого важного витамина.

     Витамин В 12 – один из основных для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии, т.к. участвует в синтезе миелина (именно его недостаток является одной из важных причин указанных нарушений). витамин плохо усваивается при приеме внутрь, улучшает всасывание одновременный прием фолиевой кислоты. Для усвоения необходимо разводить употребление цитрусовых, перца и других продуктов, богатых витамином С.   

      Основные пищевые источники витамина В12: кисломолочные продукты, яйца, соя, дрожжи, пивные дрожжи, зеленые части растений (ботва репы, редиса, моркови), салаты, зеленый лук, говяжья печень

      И наконец, важно соблюдать режим в питании (кушать в одно и то же время), что формирует ритм деятельности нервной системы – профилактика заикания, а также не забывать знакомить ребенка как с названиями продуктов, так и вербализовать запахи (пряный, тухлый и т.п.), вкус (острый, кисло-сладкий), действия при приготовлении (тереть, выжимать и пр.).


РЕЧЕВЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Ознакомление детей с природой, с временами года. Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы.

 


СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.
Русские скороговорки - безценный материал для логопеда ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение.
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок.

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку – своя скороговорка.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.


ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ. КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ


КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

 

Приходит время, когда малышу нужно научиться играть самостоятельно: фантазировать, придумывать сюжет и способы его воплощения, занимать себя. Но такое умение приходит не сразу, и задача родителей – помочь крохе сделать игру интересной и увлекательной.

ПРИУЧАЙТЕ
Пробудите в ребенке желание играть самостоятельно. Начните постепенно оставлять его одного в комнате: на минуту, на две, на пять. А чтобы он чувствовал себя уверенно, время от времени заглядывайте к нему, чтобы проверить, чем он занимается, и сказать ласковое слово. Только в этом случае кроха будет чувствовать себя в полной безопасности.

ЭКИПИРУЙТЕ
Подготовьте для него игрушки: они должны быть яркими, соответствующими возрасту, легкими в использовании и небьющимися. Кроме того, они должны быть такими, чтобы малыш смог играть с ними без вашей помощи. Иначе ему будет неинтересно и он не сможет без вас обойтись.

УСПОКОЙТЕ
Если кроха разволновался или начал плакать, тут же подойдите к нему и узнайте, в чем проблема. Чтобы переключить внимание, предложите ему другие игрушки или перейдите с ним в другую комнату. Карапуз успокоится и продолжит игру в спокойной обстановке уже без вас.

ПОДБОДРИТЕ
Если нужно, останьтесь с малышом еще на несколько минут, но при этом необязательно с ним играть. Можно просто ободрять его своим присутствием и обещать, что составите ему компанию на детской площадке, в песочнице – в общем, там, где он захочет поиграть. Но договоритесь, что ребенок сам укажет место встречи.

ДАЙТЕ ПРОСТОР ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Если кроха прекрасно играет один, не мешайте ему, не отвлекайте и не предлагайте другую игру, пусть и более интересную, на ваш взгляд. Пускай он делает то, что хочет. Тем самым у малыша появится возможность проявить свою фантазию и включить воображение. В свою очередь, это поможет ему обрести уверенность в себе и сделать первый шаг к самостоятельности.

 

Дата последнего обновления страницы 16.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения