Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых терминов, понятий, финансовых рисков, обладание навыками, мотивацией и уверенностью, которые необходимы для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
6. Глобальные компетенции – способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству; эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях; проявлять заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
- Приказ №51/1 от 23.09.2022г. "О назначении ответственного за организацию работы по повышению функциональной грамотности в 2022-2023 учебном году"
- План по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год
Информация для родителей
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
«Формирование функциональной грамотности школьников»
2023-2024 учебный год
Цель |
Создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся. |
Задачи |
1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
2. Выявление затруднений и проблем, имеющих место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
3. Определение механизмов реализации системы мер по формированию функциональной грамотности школьников.
4. Повышение квалификации педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми в Плане подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий .
5. Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
6. Укрепление материально-технической базы школы и организации системы дополнительного образования.
7. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
|
Перечень ожидаемых результатов |
1. Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.
2. Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
3. Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
4. Повышение функциональной (читательской, математической, естественнонаучной) грамотности обучающихся.
|
1. сентябрь – ноябрь 2023
№ п/п |
Наименование мероприятия проекта |
Срок реализации проекта |
Результат реализации мероприятия |
Исполнители
мероприятия |
1 |
Проведение Единого методического дня:
1. Изучение федеральных нормативных и методических материалов по вопросам формирования и оценки ФГ: - Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденных совместным приказом Рособрнадзора и Минпросвещения от 06.05.2019 №590/219; - подходов международного сравнительного исследования PISA к оценке функциональной грамотности: особенности заданий; - материалов федерального проекта «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности» (далее – Проект); - материалов российского исследования PISA.
2. Разработка модели организации формирования функциональной грамотности на основе активизации межпредметных связей. |
сентябрь 2023 г. |
Разработка плана работы школы по формированию функциональной грамотности |
Администрация школы |
2. |
Методический семинар «Формирование и развитие функциональной грамотности – одна из основных задач современного школьного образования» |
октябрь |
|
|
3. |
Педагогический совет «Организационные и технологические условия формирования функциональной грамотности школьников» |
ноябрь 2023 г. |
Утверждение Плана формирования функциональной грамотности школьников |
Зам. директора по УВР, |
4. |
Разработка планов работы МО по формированию функциональной грамотности обучающихся,
- разработка методических материалов по предметам, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся,
- организация работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках
|
октябрь -ноябрь |
методические рекомендации по реализации плана |
Администрация школы, педагоги |
2. Ноябрь 2023 - май 2024 года
Циклограмма реализации плана «Функциональная грамотность в содержании образования»
2.1. Разработка или адаптация фонда тренировочных материалов, текущих проверочных работ, включающих задания по формированию функциональной грамотности |
5. |
Разработка методических рекомендаций по организации урока (направленных на формирование функциональной грамотности)
|
ноябрь |
Методические рекомендации |
Педагоги, зам.директора по УВР |
6. |
Включение в содержание уроков заданий из международных исследований «TIMSS», «PISA» и «PIRLS».
|
постоянно |
Технологические карты уроков |
Руководители МО, учителя-предметники
|
7. |
Создание банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся |
декабрь -март |
Банк заданий, проверочных работ для формирования функциональной грамотности |
Руководители МО, учителя-предметники
|
2.2. Обмен опытом педагогов в области развития и оценки функциональной грамотности |
8. |
Проведение открытых уроков, внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности у обучающихся |
февраль – март |
Освоение педагогами методик по формированию функц. грамотности в соответствии с целью и задачами плана
|
Администрация школы, педагоги
|
9. |
Внедрение в образовательный процесс разработанного материала из открытого банка заданий и технологий с целью формирования функциональной грамотности |
Январь - апрель |
Администрация школы, педагоги |
10. |
Организация курсовой подготовки педагогов по изучению методологии и критериев оценки качества образования на основе практики международных сопоставительных исследований на базе ТОИУУ
|
По плану 3 |
Зам.директора по УВР |
11. |
Методическая неделя «Учим вместе» - проведение уроков, внеурочных занятий |
февраль |
Администрация школы, Педагоги школы |
2.3. Обновление форм внеурочной деятельности |
12. |
Участие обучающихся школы в конкурсах, олимпиадах по развитию функциональной грамотности разных возрастных групп под руководством педагогов |
Март - апрель |
Анализ результатов участия обучающихся по результатам оценивания компетенций учащихся |
Зам. директора по УВР, педагоги, руководители МО |
2.4. Мониторинг достижений учащихся |
13.
|
Проведение диагностики с целью мониторинга уровня сформированности разных видов компетенций в рамках функциональной грамотности
|
апрель |
Аналитическая справка порезультатам уровня
сформированности
функциональной
грамотности
обучающихся 9-11
классов |
Администрация школы, педагоги |
2.5. Информационно-просветительская работа с родителями |
14. |
Общешкольные родительские собрания «Метапредметные результаты ФГОС в контексте международного сопоставительного исследования PISA» |
март |
Информирование участников образовательного процесса по вопросам реализации плана формирования функциональной грамотности школьников |
Директор-школы, зам.директора по УВР,кл. руководители |
15. |
Создание информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» на сайте школы |
|
Директор школы |
3Июнь-август 2024 года
16. |
Обобщение и представление опыта работы педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся на заседаниях МО |
Июнь |
Рабочие материалы реализации плана по формированию функциональной грамотности |
Администрация школы, руководители МО |
17. |
Внесение корректировок в рабочие программы, анализ заданий школьных учебников по формированию функц. грамотности. |
Июнь - август |
Рабочие программы |
Администрация школы, педагоги школы |
1 февраля на базе СОШ 1 состоялась квест-игра «По ступенька финансовой грамотности».
Цель квест-игры: повышение уровня функциональной грамотности у обучающихся.
В игре принимали участие обучающиеся 3-х и 4-х классов из образовательных организаций города. От МКОУ начальная школа детский сад № 12 в игре принимали участие команда 3 и 4 класса (кл.руководители Иванова И. Н и Коркина Е. Я).
Каждая команда представила название и девиз, после чего, получила маршрутный лист и отправилась путешествовать по станциям. Команды проходили игровые станции Квеста, согласно маршрутному листу, где выполняли задания, получая возможность заработать максимальное количество баллов.
По результатам игры, команда нашей школы заняла 4 место поздравляем.
Неделя финансовой грамотности
С 21 марта по 16 апреля 2023 года в рамках Всероссийской Недели финансовой грамотности для детей и молодежи, среди обучающихся 1-4 классов прошли классные часы по формированию финансовой грамотности. Обучающиеся 1-2 классов, просмотрели серии тематических подкастов о финансах с любимыми героями мультсериала «Смешарики». На интерактивной образовательной онлайн-платформе Учи. ру, 40 учеников 1-4 классов приняли участие во Всероссийской онлайн-олимпиаде «Финансовая грамотность и предпринимательство», где показали хорошие знания в вопросах финансирования.
В период с 27 января по 3 февраля, в рамках проведения Декады функциональной грамотности (направление-финансовая грамотность) среди обучающихся 1-4 классов прошла деловая игра-практикум «Семейный чек-лист расходов». В течении недели школа превратилась в Торговый центр, а классы представляли различные отделы: фруктово-овощной, молочный, рыбный, колбасно-мясной и т.д. Каждый отдел был оформлен оригинально: были представлены товары в виде макетов, фото, рисунков, ценники, вывески. В течении 3 дней каждому классу выдавалось секретное задание: школьники составляли меню, ходили по отделам, записывали цены товаров и заполняли чек-листы. В ходе игры ребята приобретали уникальные навыки, необходимые им в реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создавала ощущение, что всё происходило «по-настоящему». По итогам деловой игры все классы были награждены грамотами. «Финансово-грамотным классом» стали ребята 3-4 классов (кл. руководитель Иванова И.Н.), «Самый точный класс» получили ученики 2 класса (кл. руководитель Лисицина А.В.), а самые маленькие школьники – 1 класс (кл. руководитель Сидорова Л.С.) получили награду «Самый экономный класс».
Ученики 1-4 классов и их классные руководители приняли участие в пятом ежегодном Всероссийском онлайн-зачет по финансовой грамотности, который был организован Банком России совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Школьники проверили, насколько хорошо они ориентируются в финансовых вопросах. Участие в зачете позволило понять, достаточно ли у ребят знаний и навыков, чтобы принимать правильные финансовые решения, защитить себя от мошенников и обеспечить сохранность личной финансовой информации в интернете. Все участники получили именные сертификаты.
С 17 по 24 ноября, в рамках Всероссийской недели сбережений 2022, среди обучающихся 1-4 классов прошли классные часы по формированию финансовой грамотности. В ходе проведения классных часов, ребята познакомились с историей российских денег, видами денег, узнали, откуда в семье берутся деньги, обсудили понятия «семейный бюджет», «доходы», «расходы», «финансовая безопасность».
Уважаемые родители
27 октября 2022 года состоится муниципальное родительское собрание на тему: «Функциональная грамотность и формирование метапредметных компетенций». Собрание будет проводится в онлайн формате на канале YouTube по ссылке: https://youtu.be/AgX8UruQ7vA. В рамках родительского собрания планируется осветить актуальные вопросы по теме формирования метапредметных компетенций у обучающихся.
Запись родительского собрания будет доступна по ссылке: https://youtu.be/AgX8UruQ7vA.
7 октября прошла областная акция тотального чтения «День чтения». 2022 год в Свердловской области объявлен Годом культурного наследия народов России и Годом Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Ученики 1-4 классов познакомились с биографией писателя, произведениями «Серая шейка», «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост…». Школьники обсудили темы произведений, главные мысли сказок, выполнили рисунки по произведениям.
Финансовая грамотность.
В рамках проведения Всероссийской Недели финансовой грамотности среди обучающихся 1-4 классов прошли мероприятия, направленные на формирование финансовой грамотности у младших школьников. В 1-3 классах прошли классные часы «Мои финансы», «Что такое деньги». В 4 классе прошёл урок «Финансовая безопасность». 38 учеников 1-4 классов приняли участие во Всероссийской онлайн-олимпиаде «Финансовая грамотность и предпринимательство», где показали хорошие знания в вопросах финансирования. В копилке 6 дипломов победителей и 16 похвальных грамот. Мы поздравляем наших победителей и призёров с отличными результатами!
Открытый банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
|
|